Рецензия на спектакль «Билли Миллиган», Такой театр. Освободите Билли
Рецензия на спектакль «Билли Миллиган», Такой театр. Освободите Билли

Таинственная история Билли Миллигана – самого известного человека с расщеплением личности – известна сегодня почти всем. Однако при своей популярности она остается практически невостребованной в искусстве. Фильм «Переполненная комната» с Ди Каприо снимают со времен, когда у того не было Оскара, и дата его выхода все еще неизвестна. Актуальных постановок кроме той, которой посвящена эта статья, найти не удалось. С одной стороны, это странно при таких необычных подробностях и всеобщем интересе (рейтинг ожидания фильма на Кинопоиске – 99%). С другой – логично: как подступиться к задаче изображения 24 личностей в одном человеке?

Рецензия на спектакль «Билли Миллиган», Такой театр. Освободите Билли

Молодые режиссеры Игорь Сергеев и Варя Светлова на то и молодые, что трудных и амбициозных задач не боятся: они смело взялись за сюжет, написали на его основе пьесу и поставили самый настоящий детектив. Детектив-головоломку: здесь все что-то ищут. Врачи пытаются понять, болен ли Билли и чем, субличности Билли пытаются найти и разбудить его, сам Билли пытается найти выход из странного места, в которое он попал. Развязка всех детективных линий происходит одновременно в короткой финальной сцене: сюжетный твист разрубает гордиев узел задач и проблем одним махом и размыкает концовку, оставляя не меньше вопросов, чем ответов.

Рецензия на спектакль «Билли Миллиган», Такой театр. Освободите Билли

Постановка не предлагает однозначных трактовок и не отвечает, были ли Билли симулянтом или сумасшедшим, и откуда взялись все эти люди в его голове, если он все же не лгал. Разворачивая сюжет в пространстве идей, она занимается изучением природы человека, его становления и взросления. «Билли Миллиган» Такого театра – это многомерная история про путь к себе, про то, как себе не врать, про преодоление страхов и принятие зла в себе и в мире. Про маски, которые прирастают к лицу так крепко, что его уже не различить. В этом смысле очень интересно начало третьего акта, когда зрители проходят в зал через двери в подсознание главного героя. То ли все мы – его непроявленные личности, то ли каждый из нас – немного Билли. Ведь у всех нас есть разные «лица» для взаимодействия с миром в разных его проявлениях, но их слиянность с нашим собственным «Я» мешает это осознать. А история несчастного паренька, который прячется глубоко в себя и засыпает, доверяя всю работу выдуманным личностям, каждая из которых более умна, сильна, зла или стойка к насилию, становится прекрасным кейсом для разбора собственных сложностей и проблем.

Рецензия на спектакль «Билли Миллиган», Такой театр. Освободите Билли

Интересен отказ режиссеров от фигуры Учителя – объединяющей личности, которая в оригинальной истории появилась во время лечения и помогла вспомнить то, что не помнили другие. В микрокосме Билли он мог бы быть Богом, но Бога здесь нет: лишь глухонемой Ричард и говорит с ним иногда, но никогда не получает ответа. Вывод напрашивается: только мы сами способны разобраться с «личностями» внутри нас – стереотипами, страхами, навязанными ролями. Только мы сами можем успокоить своего внутреннего ребенка, помочь ему взглянуть правде в глаза, принять жизнь в ее диалектике и наконец-то повзрослеть. Даже если для этого понадобится вызвать из глубин космоса Дарта Вейдера и найти конфету Maltesers размером с пушечное ядро.

Рецензия на спектакль «Билли Миллиган», Такой театр. Освободите Билли

Переплетение сюжетных линий, презентующих реальность, вымысел и сон, интересно распутывать от акта к акту. Вероятно, тот самый сюжетный твист вы предугадаете еще в первом действии – и далее будете искать подтверждения своей гипотезе и спорить с собой (очень уж на это вдохновляет рассказ о расстройстве множественной личности).

Рецензия на спектакль «Билли Миллиган», Такой театр. Освободите Билли

Огромное значение в спектакле имеет работа с освещением: так как значительная часть событий происходит в подсознании героя, пространство творится буквально из ничего с помощью света и проекций. Эффектности действию придает качественный видеоарт, одна из визитных карточек Такого театра – он иллюстрирует, например, медикаментозные «приходы». Цитаты и аллюзии подключают дополнительные ассоциации: некоторые сцены – калька из «Пролетая над гнездом кукушки», а санитар лечебницы одет точь-в точь как Алекс из «Заводного апельсина» Кубрика.

Рецензия на спектакль «Билли Миллиган», Такой театр. Освободите Билли

Сыграно все это чаще прекрасно, тем более, что некоторым артистам досталось по несколько ролей. Особенно хороши Билли в лечебнице (Виталий Гудков), который молниеносно меняет маски, трогательный глухонемой Ричард (Леон Словицкий) и язвительный Артур (Игорь Грабузов как рука в перчатке чувствует себя в образе демиургической личности – его роль здесь чем-то похожа на сыгранную в «Чарли Гордоне»). При этом Дороти (Светлана Савенкова) кажется чересчур истеричной, а медсестра (Юлия Гришаева) ужасно нереалистично заикается, но общего впечатления это не портит.

«Билли Миллиган» – это пока один из лучших спектаклей (если не лучший) Такого театра: стильный, динамичный, провоцирующий на размышления, сложный и при этом совершенно по-человечески понятный. И очень нужный в эпоху навязывания стандартов и назойливого инфошума, когда так трудно отыскать и услышать себя.

Режиссеры: Игорь Сергеев и Варя Светлова
Художник: Анвар Гумаров

В ролях: Мария Амеленкова, Дмитрий Белыш, Станислав Белозеров/Артем Хвостеев, Владимир Кузнецов/Виктор Бугаков/Леон Словицкий, Виталий Гудков, Игорь Грабузов, Юлия Гришаева, Михаил Ложкин/Алексей Вдовин/Егор Закреничный, Лидия Марковских/Ниеле Мейлуте, Надежда Мошкина/Леон Словицкий, Светлана Савенкова, Александр Худяков.

Место: «Такой театр», площадка «Скороход»
Продолжительность: 4 часа с двумя антрактами.

Источник

05.07.2018 3:49
Комментарии к этой новости временно закрыты.
Слова разработчиков
Игры на ПК
Консоли
Мобильные игры
Новости разработчиков
Онлайн-игры
Новости