Рецензия на спектакль «Мастер и Маргарита», Студия театрального искусства. Под надзором санитаров
Рецензия на спектакль «Мастер и Маргарита», Студия театрального искусства. Под надзором санитаров

Вас когда-нибудь встречали в театре санитары? В Студии театрального искусства спектакль «Мастер и Маргарита» начинается уже в фойе – всё пронизано атмосферой психиатрической лечебницы, где разыграется «шизофрения в двух частях» в постановке Сергея Женовача. Гардеробщики и служащие театра одеты в медицинскую форму, на окошке в зрительном зале – больничные занавески, на сцене декорация, собранная из наволочек и пододеяльников, стоит больничная койка с тумбой и кипенно-белый письменный стол с лампой, а внутри него настоящий камин, где непременно сгорит рукопись романа Мастера.

Рецензия на спектакль «Мастер и Маргарита», Студия театрального искусства. Под надзором санитаров

В этой сценической версии известного романа Михаила Булгакова нет нехорошей квартиры, Массолита, курьёзов с директором театра Варьете Лиходеевым и многих других горячо любимых эпизодов. Здесь древний Ершалаим и булгаковская Москва смешались в сумасшедшем доме. Все герои – либо пациенты, либо врачи. И особой разницы между ними нет – ведь профвредность накладывает свой отпечаток.

Рецензия на спектакль «Мастер и Маргарита», Студия театрального искусства. Под надзором санитаров

«В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой», то есть в белой больничной рубахе с измазанным кровью подолом мечется, спотыкаясь, по сцене больной Понтий Пилат (Дмитрий Липинский), постоянно восклицая: «Голова! Моя голова!». В диалог с ним вступает робкий, кроткий, почти незаметный, напоминающий типичного кришнаита Иешуа Га-Ноцри (Александр Суворов). Их философская беседа никому неинтересна. Они бродят как неприкаянные среди всеобщего безумия, лепечут что-то, но кто ж их тут поймёт?

Рецензия на спектакль «Мастер и Маргарита», Студия театрального искусства. Под надзором санитаров

Все вокруг больны на голову. Скукожившись, в смирительной рубашке лежит на койке поэт Иван Бездомный (Иван Янковский), не в силах поверить, что видел Сатану. Его навещает потерявший вкус жизни Мастер (Игорь Лизенгевич), которому поговорить бы хоть с кем. Периодически проносится толпа санитаров с медсестрой со шприцем, превращающаяся потом в свиту Воланда. Покоя нет. Тема больной головы, да и наличия головы вообще, постоянно всплывает по ходу действия: отрезанную голову Берлиоза герои обсуждают задним числом, а она в это время лежит на столе; заостряется внимание на её пропаже в день похорон; на глазах зрителей подробно проворачивается трюк с отрыванием головы острому на язык конферансье.

Рецензия на спектакль «Мастер и Маргарита», Студия театрального искусства. Под надзором санитаров

Больничной участи тут избежали только двое. Томная красавица Маргарита (Дарья Муреева), разгуливающая в домашнем халате, а затем в обёрнутой вокруг тела простыне, предстаёт типичной горожанкой. Она может отчитать домработницу без повода и легкомысленно согласиться пойти куда-то с незнакомцем. А серьёзный, в строгом костюме-тройке Воланд (Алексей Вертков) заправляет в этой Москве-Ершалаиме абсолютно всем. Он приходит в клинику как к себе домой, соединяет судьбы Мастера и Маргариты, руководит сеансом «чёрной» магии с вылетающими из шляп купюрами и лифчиком из-за пазухи добровольца из зала. Оценку современным москвичам Воланд прямо не даёт, но намекает, что они тоже пациенты этого лечебного учреждения.

Рецензия на спектакль «Мастер и Маргарита», Студия театрального искусства. Под надзором санитаров

Одним из запоминающихся моментов спектакля становится попытка буфетчика театра Варьете (Андрей Назимов) объяснить Воланду, что деньги в его кассе превратились в резанную бумагу. Сатанинская свита мечется вокруг него как вокруг больного в агонии, а затем едва не увозит на каталке в морг, при этом ему припоминают и отвратительный чай, и второсортную осетрину. Эти моменты использует себе на пользу буфет СТИ: в антракте разносятся крики, что здесь лучший театральный буфет, но осетрина закончилась.

Рецензия на спектакль «Мастер и Маргарита», Студия театрального искусства. Под надзором санитаров

«Полёт» Маргариты на сатанинский бал напоминает волшебство – по залу летает маленький белоснежный платок. А на встречу с самим Воландом приглашённая пробирается в темноте со свечкой под мистические разговоры встретивших её. Сам бал мы видим лишь постфактум: на больничной койке разваливается изрядно подгулявшая свита, прямо как обыватели после вечеринки. Пылающая в пожаре Москва отражается красными бликами на белоснежной декорации, которая в конце спектакля спадает словно пелена с глаз. Открывается бесконечная темнота, куда уходят Воланд со своими сподвижниками. На краю сцены остаётся маленький сумасшедший людской мирок, с надеждами и планами, которые могут никогда не осуществиться.

Режиссёр: Сергей Женовач
Художник: Александр Боровский
Композитор: Григорий Гоберник
Художник по свету: Дамир Исмагилов

В ролях:
Берлиоз, писатель – Сергей Аброскин
Наташа, домработница Маргариты – Катерина Васильева
Воланд – Алексей Вертков
Гелла – Татьяна Галицкая
Маргарита – Дарья Муреева
Бегемот, кот – Вячеслав Евлантьев
Мастер – Игорь Лизенгевич
Пятый прокуратор Иудеи всадник Понтийский Пилат – Дмитрий Липинский
Соков Андрей Фокич, буфетчик театра Варьете – Андрей Назимов
Афраний, начальник стражи – Сергей Пирняк
Азазелло – Александр Прошин
Николай Иванович – Глеб Пускепалис
Алоизий Могарыч – Сергей Сафонов
Бенгальский Жорж, конферансье театра Варьете – Андрей Самойлов
Коровьев – Григорий Служитель
Иешуа Га-Ноцри, бродячий философ – Александр Суворов
Левий Матвей, бывший сборщик податей – Андрей Шибаршин
Иван Бездомный, поэт – Иван Янковский

Место: Студия театрального искусства
Продолжительность: 3 часа 15 минут

Фото: Александр Иванишин

Источник

22.11.2018 2:33
Комментарии к этой новости временно закрыты.
Слова разработчиков
Игры на ПК
Консоли
Мобильные игры
Новости разработчиков
Онлайн-игры
Новости